Недвижимость Саратова ?
Кадастровые работы+7(927)277-22-79, +7(927)226-13-11
Понедельник, 4-е  Марта  2024, 12:02:12
A A A

Железнодорожная улица
Начинается от станции Саратов II и заканчивается в районе Большой Садовой улицы. Название, вероятно, вызвано тем, что первопоселенцы были связаны с работой на железной дороге. Это действительно так.

Железную дорогу Москва—Саратов строили долго, нудно и частями. Когда начиналась прокладка последнего участка Тамбов—Саратов, то одновременно в Саратове стали сооружать две станции: в конце Московской улицы — Саратов-1 Пассажирский, с небольшим зданием вокзала, и в начале Астраханской улицы—Саратов II Товарный. 4 июля 1871 года на последнем участке открылось движение до Саратова. Крупный торгово-промышленный и губернский город на Волге получил связь с Москвой и центральными областями России.

Станция товарная проводила операции — прием, выдачу, отправку грузов малой скоростью. Она занимала большую территорию. Только одних рельсовых путей было уложено около 60 верст. Имелись паровозная и вагонная мастерские, депо, склады и пакгаузы, другие сооружения. В 1911 году из Саратова было отправлено 345 тысяч пассажиров и более 5 миллионов пудов грузов, а получено более 10 миллионов пудов. На станции Саратов II Товарный трудились несколько тысяч служащих и рабочих разных специальностей.

Работавшие на станции старались селиться возле нее. Появился поселок с населением около 10 тысяч человек — работники железной дороги и их семьи. Здесь Управление дороги открыло две школы, техническое училище, железнодорожную больницу. Сложившаяся тут улица получила название Железнодорожной и росла по мере увеличения застройки. Поскольку эта улица считалась окраинной, на ней разрешалось размещать промышленные заведения. Так, появились маслобойни, мыловарни, металлообрабатывающие мастерские.

На Железнодорожной улице следует отметить два памятных места. В дореволюционные годы, с осени 1912 до середины января 1913 года, на ней жил Иван Иванович Озолин, бывший начальник железнодорожной станции Астапово, приютивший в своей квартире больного великого писателя Льва Николаевича Толстого, ушедшего здесь из жизни.

Дом № 23 несколько выделяется среди окружающей застройки. Этот двухэтажный особняк своим видом близок к облику университетских зданий. Построен он в 1912—1913 годах и принадлежал К.Л. Мюфке. По окончании строительства зданий для университета К.Л. Мюфке обратился в правление университета и строительную комиссию с просьбой разрешить ему использовать бракованные и оставшиеся строительные материалы для возведения недалеко от университета жилого дома. Разрешение было дано, и Мюфке составляет проект постройки, которая и была возведена под наблюдением помощника архитектора — техника С.Ф. Рагозина.

В этом доме Карл Людвигович Мюфке, архитектор, спроектировавший и построивший университетский городок и здания клиник, прожил до своей кончины в голодный 1933 год. Чтобы как-то продержаться на весьма скудные средства, занимался рукоделием: вышивал рисунки на салфетках, платочках и иных вещах, все это через посредников продавал, но, увы, это его не спасло. Он умер от голода и истощения. На доме № 23 установлена мемориальная доска с надписью, что здесь жил архитектор Саратовского университета Карл Людвигович Мюфке.