Недвижимость Саратова ?
Кадастровые работы+7(927)277-22-79, +7(927)226-13-11
Понедельник, 4-е  Марта  2024, 11:01:03
A A A

Зарубина улица
Находится между ул. М. Горького и полотном железной дороги.

 В прошлом веке скапливавшийся во дворах навоз домовладельцы обычно вывозили и сваливали в Глебучев овраг. В первой половине XIX века появившаяся вдоль оврага улица получила название Навозной. Это название уже тогда начало вытесняться другими: Овражная, а позднее — Глебовская. Отрезок между Никольской и Александровской улицами назывался еще Нижнетатарской, а позднее просто Татарской улицей.

В конце XIX века улицу по ее расположению в низине, у оврага, стали прозывать Нижнеглебовской, а позднее просто Нижней. Находившаяся в низине она была грязной, ибо сюда стекала размытая дождями или талой водой земля. Газета «Саратовский дневник» писала: «Нижняя улица бывает только или Пинскими болотами, или Сахарой. Городская управа сор и мусор, сметенные с Театральной площади, свозит на Нижнюю улицу». Через несколько месяцев эта же газета сообщала: «На Нижней улице в грязи увяз извозчий экипаж. Оставался там всю ночь, так как не было возможности вытащить его из грязи».

В годы советской власти улицу несколько благоустроили. В 1966 году ей присвоили имя Героя Советского Союза В.С. Зарубина.

Владимир Степанович Зарубин (1922—1947) — старший лейтенант, командир эскадрильи 451-го штурмового авиационного полка — родился в Саратове. Он учился в средней школе № 2, а затем окончил Энгельсское военное авиационное училище летчиков. Первый боевой вылет В.С. Зарубин совершил в августе 1943 года во время наступления наших войск на Белгород-Харьковском направлении. Только в 1943—1944 годах Владимир Степанович совершил 147 удачных боевых вылетов, из которых один ему тогда был памятен. По нескольку боевых вылетов в день делал Зарубин при освобождении Киева. Эскадрилья В.С. Зарубина успешно действовала в боях по освобождению Венгрии и Чехословакии. Зарубин участвовал в сражении за Будапешт, совершив 55 боевых вылетов, в боях в район Брно. 15 мая 1946 года Владимиру Степановичу Зарубину было присвоено звание Героя Советского Союза — за 215 успешных боевых вылетов и проявленные при этом доблесть и мужество. В это время он работал в Саратове начальником летного аэроклуба Осоавиахима, передавая молодежи свои знания и богатый опыт.

Наиболее примечательным на улице является Центральная городская библиотека. Она была открыта летом 1960 года в одном из лучших зданий города на углу проспекта Ленина и улицы Октябрьской. Просуществовав тут 30 лет, в ноябре 1980 года она перешла в специально построенное для нее помещение площадью 2500 кв. м на улице Зарубина. Залы библиотеки посещают 700—800 книголюбов разных возрастов и интересов. Всего читателей у библиотеки почти 35 тысяч. Такое количество читателей привлекают наличие богатого книжного фонда по различным отраслям знаний, культурно-массовые мероприятия, проводимые сотрудниками библиотеки.

Заулошнова улица
Один квартал между улицами Бахметьевской и Белоглинской называется ул. Заулошнова.

До революции здесь была площадь Плац-парад. На одном ее конце находились деревянные конюшни, построенные еще до революции, которые просуществовал и тут до 1960-х годов. Кроме казенных конюшен были и помещения для артиллерийских лошадей гарнизона. Сама площадь находилась в чрезвычайно плохом состоянии: освещалась тремя-четырьмя фонарями, не была замощена, грязь стояла непролазная. Перейти площадь было невозможно.

Каждую зиму на площади устраивали из навоза (благо его было более чем достаточно) два круга. На одном из них выезжали жеребцов казенного конезаводства, а на другом скакали лошади артиллерийской части. Навоз под копытами лошадей перемалывался в пыль, и весной, когда круги не успевали убрать и навоз вывезти, этот перемолотый в пыль перегной разносился ветром, доставляя неприятности местным жителям.

В начале 1960-х годов остатки конюшен снесли и на этом месте выстроили спортивный комплекс факультета физвоспитания педагогического института, а рядом, по Белоглинской улице, большое новое здание — XII учебный корпус университета.

На другом конце площади стояли небольшие жилые дома, городское мужское училище и торговая школа, которые и образовали маленькую улицу Плац-парад. Торговая школа была открыта в 1899 году в доме Лебедева на Царицынской улице местным обществом вспомоществования торгово-промышленному труду. В 1909 году обществу под строительство здания торговой школы было отведено место на Плац-параде. В течение двух лет по проекту архитектора ГГ. Плотникова и под его наблюдением здание было построено и 7 октября 1912 года открыто.

Обучение в торговой школе начиналось с подготовительного класса и затем три года полного курса. В школе изучали торговое и промышленное законодательство, бухгалтерию, коммерческую арифметику и основы геометрии, коммерческую географию России, коммерческую корреспонденцию и другие необходимые дисциплины. Преподавались русский язык, каллиграфия, отечественная история. Так что ученики выпускались готовыми к службе в торговых и промышленных учреждениях.

В годы советской власти много лет здание занимала спецшкола № 8 ВВС, где школьников-мальчиков готовили для поступления в училище Военно-Воздушных Сил. Ныне здесь музыкально-педагогический факультет педагогического института.

Летом 1969 года улица Плац-парад была переименована в улицу Заулошнова.

Александр Николаевич Заулошнов (1883—1910) — наш земляк, уроженец села Золотого ныне Красноармейского района. Юношей он поступает учиться в Саратовское Александровское ремесленное училище (ныне индустриально-педагогический колледж им. Ю.А. Гагарина). В 1904 году его призывают на военную службу и зачисляют матросом на броненосец «Князь Потемкин Таврический». В июне 1905 года на броненосце вспыхнуло восстание моряков. Была избрана судовая комиссия — орган политического руководства кораблем. Активным членом этой комиссии был А.Н. Заулошнов.

Подняв красный флаг, броненосец «Потемкин» направился к Одессе, где проходила всеобщая стачка. Попытка получить уголь и продовольствие в Феодосии оказалась безуспешной. Группа матросов, среди которых находился и Александр Заулошнов, при попытке увести частную угольную баржу была задержана и отправлена на судно «Прут» — плавучую тюрьму. После освобождения лейтенантом П.П. Шмидтом арестованных матросов, содержавшихся на «Пруте», Заулошнов присоединяется к восставшим на крейсере «Очаков». Очаковское восстание было подавлено царским самодержавием. Военно-морской суд приговорил А. Заулошнова к смертной казни, которая позже заменена пятнадцатилетней каторгой.

В августе 1909 года Заулошнова перевели в Саратовскую тюрьму, где он и умер.