Недвижимость Саратова ?
Кадастровые работы+7(927)277-22-79, +7(927)226-13-11
Понедельник, 4-е  Марта  2024, 11:01:03
A A A

Вавилова улица
Начинается у площади Кирова, заканчивается в районе ул. Университетской.

До переименования называлась Михайловской и шла от Александровской улицы до Сенной (позднее Митрофановской) площади. В первой половине XIX века стал застраиваться район за площадью в сторону Астраханского тракта. Однако два квартала до площади получили прозвище Грошовой улицы. Продолжение ее за Сенной площадью сохранило имя «Михайловская». К сожалению, происхождение названия пока неясно.

В 1969 году Михайловской улице было присвоено имя Н.И. Вавилова. На площади Кирова, там, где она начинается, в день 110-й годовщины со дня рождения великого ученого-генетика, агронома и ботаника, был открыт памятник. Автор — скульптор К.С. Суминов — изобразил Вавилова в полный рост, держащего в руке колос пшеницы с налитыми зернами. По обеим сторонам памятника — два валуна с выбитыми на них изображениями свитков с изречениями Н.И. Вавилова. На одном: «Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся»; на другом: «Не жаль отдать жизнь ради хоть самого малого в науке».

Николай Иванович Вавилов (1887—1943) — академик, выдающийся советский ученый, посвятивший себя генетике и селекции растений. Он — создатель учения о центрах происхождения культурных растений. С научными целями Николай Иванович совершил 180 экспедиций по Советскому Союзу и более 50 по зарубежным странам. В результате трудной и кропотливой работы им была собрана коллекция — около 300 тысяч образцов растений. Добытые во время экспедиций семена были испытаны ученым в различных условиях и стали впоследствии базой для многих высокоурожайных сортов и гибридов.

По доносу в 1940 году Вавилов был арестован и заключен в тюрьму; 11 месяцев велось следствие (400 допросов); и вот 9 июля 1941 года Николаю Ивановичу выносят приговор: «...подвергнуть высшей мере наказания — расстрелу...» Но враг подступает к Москве. Сидящих в тюрьмах арестованных этапируют в тыл страны, Вавилов попадает в Саратов, его определяют в тюрьму № 1. В июне 1942 года приговор о расстреле заменяют на 20 лет исправительно-трудовых работ. Но здоровье уже подорвано: больница, камера, снова больница, где он 26 января 1943 года умер от дистрофии, до предела истощенный. Н.И. Вавилов похоронен в Саратове на Воскресенском кладбище, где ему позже установлен памятник.

С ул. Вавилова началось сооружение 10-этажных домов, получивших название «башенных». Два таких дома впервые в Саратове возвели на углу улиц Вавилова и Астраханской. В 1971—1973 годах в начале ул. Вавилова было возведено массивное здание из стекла и бетона для междугородной телефонной станции. Она тогда была оснащена современным отечественным оборудованием и являлась по мощности второй в государстве после рижской. От Волги до Тихого океана и от Волги до западной границы — территория обслуживания станции.

Валовая улица
Проходит между набережной Космонавтов и Октябрьской улицей.

В июле 1672 года саратовский воевода Федор Леонтьев доносил в Посольский приказ: «Саратов худ, острог весь развалился, пороху и свинца нет... стрелять из пушек нечем...». Восстанавливать Саратов на левом берегу Волги было невозможно: мыс, на котором стоял город, размывался водами Волги и ее притока — Саратовки. Поэтому последовал указ царя Алексея Михайловича: «Саратов город делать на горах новый».

Для городового дела в Саратов был прислан опытный горододелец полковник Александр Шель с командой дьяков и подьячих — инженеров-строителей, землемеров, чертежников и иных нужных специалистов. С верховьев Волги был привезен на судах, дабы не вымок, строительный лес и, конечно, присланы стрельцы, владеющие плотницким, кузнечным и другим строительным делом. Сооружение нового города, перенос годных построек с левобережного Саратова начались. Продолжалось строительство два-три года.

В первую очередь были вырыт ров, насыпан земляной вал, на котором установили стены и башни крепости. Вал имел высоту 4—4,5 м, ширину по верху 8—8,5 м. Длина вала составляла 2245 м. Он начинался от устья Глебова (Глебучева) оврага, почти дугой опоясывал территорию около 80 га и подходил по левому берегу оврага, где ныне Князевский взвоз, к Волге.

На берегу оврага был насыпан только вал, ибо глубокий, с отвесными склонами овраг служил как бы рвом. На мысу, образованном при устье Глебова оврага и берегом Волги, была восстановлена перенесенная с левого берега Волги деревянная Казанская церковь. Она не раз горела, строилась заново, пока не соорудили ее в камне. От церкви параллельно валу с крепостными строениями стали появляться обывательские дворы с домами и служебными постройками. Постепенно вырос целый порядок строений, обращенных фасадом к валу. Между валом и домами была широкая пустая полоса земли, оставленная с противопожарной целью. Правда, она была вся изъезжена: ведь надо было кому-то из жителей привезти воз сена, кому-то — поленницу дров или что-то иное.

Вступивший в 1752 году на воеводство И.А. Казаринов ввел немало нового в жизнь саратовцев. В частности, он приказал ров вдоль Глебова оврага раскопать и сравнять. Освободилось место, которое было застроено. Так сложилась идущая от церкви улица, которую стали называть Казанской. Одновременно ее именовали и Валовой. И только к 90-м годам XIX столетия окончательно утвердилось имя «Валовая улица», ставшее ее официальным названием. В октябре 1977 года в память ушедшего из жизни нашего земляка — Героя Социалистического Труда, русского советского писателя К.А. Федина Валовая была переименована в ул. Федина. Спустя девять лет было возвращено старое название — Валовая.

Саратовские газеты постоянно писали о Валовой улице — неухоженной, грязной, с массой питейных заведений и пристанищ, особенно в окрестностях Пешего базара, притягивавшего массу бездомного и бродячего люда. «Саратовские ведомости» поместили весьма колоритное описание:

«Валовая улица с давних пор славится всевозможными притонами, которые носят громкие названия: «Эльдорадо», «Золотой рог», «Райский уголок» и особенно славится «Галчиный клуб», где свили гнездо «бывшие люди» типа М. Горького: адвокаты, оперные и драматические артисты, судебные пристава и т.д. По самой дешевой цене дают советы по судебным делам, пишут прошения. Живут в невыносимо грязной обстановке: на гнилом полу, на нарах и под лавками и тут же ютятся оборванные и часто почти нагие женщины и девочки-подростки с явными признаками разных венерических болезней. Невесело живется людям в «Галчином клубе». Днем и ночью постоянно слышатся крики о помощи: «Караул! Бьют! Режут!» Домовладельцы, и городовые, и полицейские так привыкли к этим воплям и крикам, что не обращают внимания».

Веселая улица
Расположена на склоне Соколовой горы от ул. Посадского до 1-й Садовой улицы.

Название ул. Веселой — народное, возникшее в первой половине XIX века. В переписи улиц Саратова 1879 года оно записано как официальное. В графе описи, как употребляется название — «по обычаю и по употреблению жителями», тоже стоит слово «Веселая». Такое именование возникло потому, что у начала ее, на стыке с ул. Вознесенской, до сих пор в народе называемого «Штаны», и проходящей Кирпичной улицей было три колокольных завода: Гудкова (потом Каменева), Кутина (затем Чирихиной) и Судомойкина (позднее Медведевых).

Колокол в восприятии народа осмысливался как живое существо, подобное во многом человеку. Даже в названии отдельных частей колокола виден антропоморфизм, например: «уши», «оплечье», «тулово», «юбка», «плащ», «язык». Собрание колоколов на одной колокольне именуется «колокольной фамилией». Колокола отливались из специальной, так называемой, колокольной бронзы. Ф. Шиллер в «Песне о колоколе» приводит состав колокольного металла:

Следует уточнить, что меди брали обычно четыре части на одну часть олова. Этот сплав и шел на церковные колокола.

Звучание и тембр колокола — это профессиональная тайна формовщика и литейщика. Они зависят от качества сплава, массы колокола, толщины и профиля стенок. Так что чудо колоколов — в них самих, в мастерстве литейщиков, доныне не превзойденном.

Сохранилось описание отливки колокола весом более 600 пудов (около 10 т) для соборной церкви в г. Вольске, выполненной на колокольном заводе А.И. и О.И. Медведевых 20 сентября 1893 года. В большом одноэтажном кирпичном здании имелись две огромные плавильные печи, в отдельном помещении находилась формовочная. Устройство формы колокола продолжалось пять недель. Форма изготавливалась из простой глины, в которую примешивали пеньку и вплетали проволоку. Каждая форма обычно выводилась на кирпичном поддоне и по мере ее роста прогревалась, просушивалась и уже сухой опускалась в земляную яму, находящуюся между печами. От печей сюда шли довольно глубокие и широкие кирпичные желоба, наполненные древесным углем. Над формой будущего колокола был повешен колпак для гашения пламени, вырывающегося при наполнении формы металлом.

В тот день в 7 часов утра уже была заложена медь в плавильные печи и началась ее плавка. В одной печи было около 500 пудов металла, в другой — более 200 пудов. Топились печи дровами. При плавке медь помешивали деревянными пестами, она бурлила и издавала звук, напоминавший далекий звук колокола.

Время от времени брали пробу металла, наконец после перелома последней пробы мастер сказал: «Готово!»

После молебна из желобов удалили уголь, вымели пыль, и мастер дал команду подмастерьям, которые пробили в печи тонко замазанные отверстия. Кипящая медь золотисто-огненного цвета, урча, ринулась по желобам к отверстию в форме. Из специальных отверстий вырывался из формы горячий воздух двумя огненными снопами. Находившиеся при литье люди любовались бегущим золотой лентой металлом. Староста вельской соборной церкви несколько раз бросал в текущую медь золотые и серебряные монеты. Через минуту из отверстия для выпуска воздуха захлюпала горящая медь: литье колокола окончено. Рабочие и присутствующие при литье колокола отошли в сторону.

После остывания колокол вынут из формы и будет он еще недели две шлифоваться. Только после этого звук пробы звона и тембра колоколов плыл над улицей. Перезвон колоколов и дал улице название Веселой.

Вознесенская улица
Начинается от ул. Соляной и заканчивается в районе Большой Садовой улицы.

В далекое от нас время у Московских крепостных ворот со стороны города от вырубленных здесь деревьев образовалась огромная площадь. В документах тех лет это пустопорожнее место называют Пеньками. Идущей к Московским воротам улицей Пеньки делились на две стороны. На правой стороне сложился торг горянским товаром: тут можно было купить деготь, смолу, веревки, рогожи и рогожные кули, деревянные лопаты, грабли, вилы, топорища, шорно-кожевенные изделия, конскую упряжь и многое другое, необходимое в хозяйстве. На левую сторону из Четырехсвятского монастыря перенесли ветхую деревянную церковь и освятили ее в честь Михаила Архангела. Это старое сооружение страдало от пожаров, и в 1747 году вместо него выстроили новый каменный храм, который простоял до 1945 года, когда был разобран.

Прошел век, и каменная церковь стала мала для жителей окрестных кварталов. Встал вопрос о сооружении нового большого храма. Проект был разработан губернским архитектором Г.В. Петровым. 9 декабря 1845 года состоялось освящение главного придела во имя Вознесения Господня. Через два года были готовы еще два придельных храма. Один из них был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, другой — во имя Архистратига Михаила. В 1875 году при церкви была построена колокольня.

Об этой Воздвиженской церкви говорили, что в ней масса света и духовного веселия, исходящего как от самого здания великолепной архитектуры, так и от обрядности православия. Храм находился на углу Московской и еще безымянной улицы на правой стороне Горянской площади. По церкви начинавшаяся от нее улица и получила название Вознесенской.

В 1960 году Вознесенской улице было присвоено имя Александра Ивановича Покрышкина (1913—1985), прославленного советского летчика, трижды Героя Советского Союза, маршала авиации.

С первого до последнего дня Великой Отечественной войны Покрышкин находился на фронте, совершил 560 боевых вылетов. Ему пришлось участвовать в 156 воздушных боях. Например, на Висле к позициям советских войск пытались прорваться 49 фашистских самолетов. Покрышкин со своими боевыми товарищами вступил в ожесточенный воздушный бой. Девять вражеских самолетов сбили советские летчики и без потерь вернулись на свой аэродром. Противник хорошо знал отважного летчика. Недаром, как только в небе появлялся истребитель Покрышкина, фашисты передавали по своим рациям: «Внимание! Покрышкин в воздухе!» За годы войны отважный летчик лично сбил 59 самолетов противника. А.И. Покрышкин командовал эскадрильей, авиаполком, авиасоединением. Совместно с другими выдающимися летчиками им разработаны и применены методы воздушного боя по вертикали. Его подвиги в годы войны отмечены многими наградами Родины. За мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях с фашистскими захватчиками, летчик удостоен звания Героя Советского Союза.

В апреле 1991 года ул. Покрышкина была переименована. Ей вернули старое церковное название — Вознесенская. Эту улицу Глебучев овраг разделяет на две части: первые кварталы спускаются к оврагу, а заовражная часть круто поднимается вверх по склону Соколовой горы.

Волжская улица
Начинается от ул. Октябрьской и заканчивается на ул. Радищева.

В первой половине XVIII века началась застройка за городским валом. К середине века, как видно на плане Саратова, уже сложилась улица, начинавшаяся от Волги и проходившая мимо усадьбы главного почтамта. Вот почему она получила название Почтамтской улицы.

В начале XIX столетия застройка проводилась в пределах нынешней улицы Радищева. Здесь стали селиться и некоторые купцы-армяне, скупавшие в Саратове для отправки в Персию значительное количество хлеба и овса. Массового поселения армян здесь не было, поэтому нет оснований говорить, что следующее наименование является номинальным. Скорее всего, происхождение названия связано с народной интерпретацией какого-то события, явления на улице.

В последние десятилетия позапрошлого века старожилы Саратова по-иному объясняли появление названия улицы. Один богатый купец-армянин на этой улице начал строить дом. По тем временам большой, каменный, в два этажа. Но, не достроив его, умер, а дом долгое время после смерти хозяина стоял неотделанный: окна без рам, не навешены двери, вместо крыши — временное покрытие из лубка. Дом этот своими габаритами выделялся среди низкой застройки, служил как бы ориентиром, и его называли «армянским». А затем и улица стала Армянской.

Достроенный последующими владельцами «армянский» дом просуществовал до середины 1960-х годов, когда вместе с соседними зданиями его снесли, а на этом месте соорудили Дом печати. В 1968 году вступил в строй издательский корпус, построенный по переработанному архитектором Т.Г. Ботяновским типовому проекту, а в 1974 году — редакционное 11 -этажное здание, спроектированное архитектором П.Е. Усиковым.

В начале XX века нижняя часть улицы (четыре квартала) была присоединена к Полицейской (ныне Октябрьской) улице, а оставшиеся четыре квартала по-прежнему составляли Армянскую улицу. С 1937 года бывшая Армянская стала называться ул. Немреспублики. 19 октября 1918 года В.И. Ленин подписал Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР о создании области Немцев Поволжья, окончательно оформленной как Трудовая Коммуна Области Немцев Поволжья на II съезде Совдепов немецких колоний на Волге. В январе 1924 года на 1-м республиканском съезде Немреспублики было провозглашено образование АССР Немцев Поволжья. В честь этой республики и была переименована Армянская улица.

Началась Великая Отечественная война. 28 августа 1941 года публикуется Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев из районов Поволжья», в феврале 1942 года ул. Немреспублики была переименована. Она получила нынешнее имя — Волжская — в честь великой русской реки, на берегу которой был основан и вырос город Саратов.

Волжская улица еще сохранила часть старой дореволюционной застройки.

Творением П.М. Зыбина заканчивается Армянская — Волжская улица (д. № 36). Маленькая, яркая по оформлению и цветовому решению церковка построена в псевдорусском стиле с использованием композиции, деталей оформления церковных зданий средневековой Руси. Особенно близка она по облику храму Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Саратовская церковь-часовня во имя иконы Божьей Матери «Утоли моя печали» хорошо вписывается в панораму окружающей ее застройки.

Вольская улица
Начинается от Волги, проходит через всю центральную часть города и заканчивается в его горной части.

Сложившись в 30—40-е годы XIX столетия, позднее улица получила название Волгской.

В 1780 году при образовании Саратовского наместничества (позднее губернии) дворцовое село Малыковка было преобразовано в уездный город Волгск. Расхожая легенда рассказывает, что в устье речки Малыковки на гористом месте появился кабачок «Разувай». То ли сами волжские работные люди разувались, то ли их разували после кутежа, легенда об этом умалчивает. Писатель-вольчанин А.С. Яковлев в повести «Повольщики» так описывает этот кабачок:

«Вниз ли идет судно, вверх ли — все равно: как завиделся из-за белых гор зеленый лесок малыковский, так бурлаки в один голос: — Чаль к «Разуваю»! Гуляй!

И здесь спускали все: серебро и медь из кисетов, шапки, рубахи, бахилы — все шло кабатчику. За вино хмельное, за брагу сычёну, за девок угодливых, за жратву сытную. И, пропившись, с хмельным туманом в голове, с горькой сивушной отрыжкой в горле шли бичевником дальше, тянули косоуши, баржи, прорези или веслами помахивали лениво. Потом до Самары или до Саратова вспоминали:

- Вот так погуляли! Вот это каба-ак!

Так громкая слава про «Разувай» ходила по матушке-Волге».

Но это легенда, официальных записей пока не найдено. Первое упоминание относится к 1699 году. В этом году, как записано в Отказной книге, поселение было отдано московскому Новоспасскому монастырю, чтобы монахи от ловли и продажи рыбы имели денежки «на свечи и на ладан». В 1710 году царь Петр I пожаловал Малыковку своему ближайшему сподвижнику князю Александру Даниловичу Меншикову. Но недолго князь владел этим имением. Вскоре после смерти Петра I Меншиков был репрессирован, все его имущество конфисковано. Малыковка перешла в Дворцовое ведомство и стала называться дворцовым селом, рыбной слободой, пока не была преобразована в город Волгск, центр одного уезда губернии. На гербе уезда на золотом поле был изображен лежащий медведь, который водился тогда в лесах уезда.

Со временем слово «Волгск» фонетически упростилось и приняло форму «Вольск». Улица тоже превратилась в Вольскую.

Давняя дружба в советское время связывала саратовцев с трудящимися Западно-Словацкой области Чехословакии. С каждым годом расширялись и крепли связи. В мае 1970 года в знак братской дружбы Саратова и Братиславы Вольская улица была переименована в ул. Братиславскую. В 1991 году ее вновь переименовали в Вольскую.

Старинных особняков и домиков на улице еще немало, назовем некоторые из них. Почти у самой Волги в 1878 году Торговый дом «Братья Шмидт» построил мельницу, которая по тем временам была огромной и по размерам, и по производительности. Ей дали название «Большая мельница». Но через три года эта громадина сгорела дотла в пожаре и только к 1884 году была полностью восстановлена. В 1887 году здесь имелись две паровые машины в 160 сил, работали 120 человек, годовое производство составляло 2286 тысяч пудов. Мельница, построенная братьями Шмидт, работает и в наши дни (ул. Вольская, 2).

В четырех кварталах от мельницы, на углу ул. Бахметьевской расположено красное кирпичное здание медицинского учреждения — глазной клиники. Саратовское отделение попечительства о слепых решило построить в Саратове глазную клинику. Была объявлена подписка пожертвований на это доброе и нужное для города дело. Нашлось немало жертвователей.

В 1901—1904 годах по проекту мадридской глазной клиники (Испания), приспособленному архитектором П.М. Зыбиным к саратовским условиям, построено прекрасное здание глазной клиники (д. № 12).

Напротив клиники находится городская усадьба Мусатовых. Она состоит из деревянного дома и флигеля, в котором ныне небольшой музей с экспозицией, рассказывающей о жизни и творчестве В.Э. Борисова-Мусатова. Двор усадьбы — цветущий с ранней весны до поздней осени сад, созданный заботами матери Елены Гавриловны и его сестер Агриппины и Елены. Особенно благоухал сад в пору цветения сирени и вишен. Этот уютный садик сам художник называл своей «зеленой мастерской», которую он запечатлел в полотнах «Окно» (1886), «Майские цветы» (1894).

Красивый, в стиле модерн дом № 71, в котором работает областной Совет профсоюзов, был построен специально для казначейства (казенной палаты) и контрольной палаты в 1909—1910 годах по проекту архитектора Ю.Н. Терликова. На фасаде здания установлена мемориальная доска, напоминающая о тяжелых днях Гражданской войны, о действиях штаба обороны города, размещавшегося здесь.

Здание казначейства было построено на месте, принадлежащем князю Н.Е. Куткину. В 1897 году Николай Евгеньевич построил на этом месте огромное деревянное здание цирка. Свое заведение он создавал в пику братьям Никитиным, владельцам многих зданий цирков в России, где работали труппы артистов, созданные Никитиными, с которыми Куткин был не в ладах.

2 февраля в выстроенном цирке начались представления приехавшего в Саратов японского цирка Комакича. На следующий год в этом же помещении работала цирковая труппа Труцци, показывающая конное наездничество во всех видах и икарийские игры.

В 1899 году здание цирка князя Куткина занял конный цирк Перваля, который осенью сменил цирк Сура. Артисты этого цирка выступали в разных жанрах конного спорта. Однако 1 февраля 1900 года случилась беда. Днем начался пожар; лошадей успели вывести, а цирковое имущество погибло. Само здание сгорело до основания. Вместо сгоревшего Куткин хотел построить первоклассный каменный цирк, но, простудившись на пожаре, он вскоре серьезно заболел и умер, так и не осуществив свой замысел.

Двумя кварталами далее, где ныне высится Дом книги, в конце XIX — начале XX века было дворовое место с небольшим домом известного в Саратове фотографа П.М. Ушакова. Здесь он жил, здесь же находилось его фотоателье. Наследники Ушакова сдали дворовое место на 12 лет в аренду содержателю гостиниц М.И. Тюрину, который, войдя в соглашение с кинопрокатчиком А. Л. Саввой, построил здание кинематографа «Художественный театр», которое спроектировал местный архитектор Ю.Н. Терликов в стиле модерн.

Выстроенный из пустотелого бетона и облицованный снаружи разноцветными яркими изразцами, украшенный орнаментами, кинематограф выглядел не только красивым, но и экстравагантным. Угол здания в виде низкой башенки был увенчан высоким чешуйчатым куполом. Внутри стены фойе были отделаны зеркалами, за что кинотеатр зрители называли «Зеркальным». Там имелись буфет и кафе. Вход в кинотеатр был на углу. По лестнице следовало подняться на второй этаж в зрительный зал, вмещавший 600 человек. Стены зала были отделаны под красное дерево, сиденья кресел обтянуты кожей. Ряды шли ступенями, и впереди сидящий не загораживал экран. В ночь на 23 октября 1916 года «Художественный театр» сгорел. Перекрытия крыши оказались деревянными и рухнули в горящее нутро постройки. Остались от кинематографа лишь закопченные бетонные стены. Эти огороженные забором развалины простояли до постройки здесь Дома книги.

Восьмого марта площадь
В первой половине XIX века среди застраивающихся кварталов на склоне Соколовой горы была сформирована площадь, которую назвали Горной.

30 января 1844 года на Горной площади была освящена новопостроенная деревянная церковь во имя Сошествия Святого Духа. Обряд освящения совершили благочинный протоиерей ГИ. Чернышевский с протоиереем И.С. Крыловым и тремя священниками при большом стечении верующих. Церковь считалась приходской. В церковно-административном устройстве приход — самое низшее территориальное подразделение, в котором должна быть церковь с причтом, штатом священнослужителей и общиной верующих.

Церковь была построена на крупные пожертвования доброхотных дателей: купца П.С. Славина, который поставил на строение лес; купца С.Д. Парусинова, давшего материалы на иконостас, разные вещи и книги на 1000 рублей; мещанина М.М. Горбунова, резчика, бесплатно устроившего иконостас. Были и другие взносы.

Наличие приходской церкви на площади дало повод и самую площадь именовать Приходской. Имя это постепенно вытеснило название «Горная». Но маленькая приходская церковь при умножающемся в округе населении не удовлетворяла верующих. И стали готовиться к сооружению большого каменного храма: собирать пожертвования, заготавливать материалы, заказали и утвердили проект и т.д. Словом, многолетние хлопоты увенчались успехом. В 1855 году началось возведение храма, и через три года здание было готово, оборудовано и освящено во имя Сошествии Святого Духа. Кроме главного придела в храме были устроены еще два придела-церкви.

В строительство храма крупные вложения в память об умершем сыне сделал почетный гражданин, купец 1 -и гильдии П.Ф. Тюльпин. Кроме этого, супруги Тюльпины передали церкви в дар большой, весом в 431 пуд, колокол. С постройкой каменной церкви, большой и красивой, появилось еще одно название площади — Духосошественская, которое бытовало одновременно с именованием «Приходская». В документах 1879—1882 годов зафиксированы оба названия, но спустя два года площадь официально стала Духосошественской.

Это церковное название оказалось очень живучим и при советской власти дожило почти до войны, когда площадь была переименована в честь Международного женского дня — дня солидарности трудящихся женщин всех стран в борьбе за мир, демократию, равноправие женщин с мужчинами в капиталистических и зависимых странах. Такой день — 8 марта — был установлен по предложению выдающегося деятеля рабочего движения Клары Цеткин на 2-й Международной конференции женщин в 1910 году. В 1937 году культовое название площади был ликвидировано, и она стала называться им. 8 Марта.