Недвижимость Саратова ?
Понедельник, 21-е  Октября  2019, 05:04:32

Аткарская улица
Начинается у линии железной дороги от 2-й Садовой улицы, где были Гольвинский и Кузнецовский поселки, место Штафа. Заканчивается у Большой Садовой улицы. Сложилась к 70-м годам XIX столетия на окраине города. В народе ее отрезок, что напротив железнодорожного вокзала, иногда называли Степной. По городскому плану улица оставалась без имени, и только в 1879 году, когда в городе проводили инвентаризацию уличных магистралей, она была названа Аткарской. Полученное наименование связано с названием одного из уездных городов Саратовской губернии — Аткарском.

Улица Аткарская начинается со школы № 7. Школа работает по базисному плану, в старших классах изучают дополнительно экономику, МХК, более углубленно иностранные языки. В годы Великой Отечественной войны в здании школы размещался эвакогоспиталь. Уже в июне 1941 года в Саратов прибыли первые эшелоны с раненными на фронтах Великой Отечественной войны бойцами, солдатами и командирами. Лучшие здания в городе, в том числе и учебных заведений, были отданы под госпитали. В них быстро силами и медперсонала, и местных жителей оборудовались палаты, операционные, перевязочные, лаборатории. Отсутствие опыта подобной работы, материалов, нужного оборудования преодолевалось с неимоверным трудом. Госпитали, несмотря на перебои в электро- и водоснабжении, недостаток топлива для отопления, работали. Главной бедой стала нехватка мест. В палатах появились двухъярусные койки.

Возможную помощь госпиталям в изготовлении медицинского оборудования, колясок и тележек для больных оказывали саратовские предприятия. Совместными усилиями медицинских работников и трудящихся города и области делалось все возможное, чтобы поставить на ноги раненых. В области действовало более 70 госпиталей, где вылечили и вернули в строй около трехсот тысяч воинов.

На углу Аткарской и Московской улиц стоит трехэтажное здание довоенной постройки 1929 года. Проект составлял архитектор Д.В. Карпов. Дом жилой, но нижний этаж отводился под магазины, ибо строился он как универмаг Управления Рязано-Уральской железной дороги. До революции ни этого дома, ни железнодорожного вокзала, ни толкучего базара здесь не было. Когда в 1880-х годах в России стал развиваться велосипедный спорт, любители его появились и в Саратове, причем занимались им не только мужчины, но и женщины. В 1893 году в городе создается местное спортивное общество велосипедистов (позднее переименовано в клуб велосипедистов). В следующем году обществу отвели место напротив железнодорожного вокзала для сооружения циклодрома (велотрека) для занятий и проведения гонок. Он имел круглую (овальную) трассу с односторонним поперечным уклоном дорожной полосы.

Сезон начинался весной, где-то в конце апреля, и продолжался до осени. Ежедневно с 9 утра и до часу ночи трек был открыт. Можно было покататься или поучиться бесплатно езде на велосипеде (по-простому «косте-трясе»). За пользование треком и оборудованием общества взималась плата. Кроме индивидуальной езды на треке проводились «публичные состязания», т.е. велосипедные гонки. Дистанции были разные — от трети версты до трех верст. Как правило, разыгрывались три приза. Между заездами устраивались антракты, а по окончании соревнований начинались танцы.

Немного дальше, на четной стороне расположено Кировское троллейбусное депо, построенное в 1952 году. Оно было рассчитано на 25 единиц подвижного состава. Но с расширением троллейбусного сообщения и увеличением марок машин появился еще один корпус на 20 единиц. Услугами этого депо саратовцы пользуются ежедневно. Оно обслуживает шесть маршрутов.

Астраханская улица
Начинается от ул. Станционной, проходит через территорию трех городских районов, и доходит до ул. Большой Горной.

В краеведческой литературе закрепилось мнение, что Астраханская когда-то была дорогой, именовавшейся сначала Астраханской почтой, а затем Астраханским трактом. Но из «Почтового дорожника» можно узнать, что почтовый тракт Москва — Астрахань, имеющий станции с лошадьми, шел через Рязань — Тамбов — землю Войска Донского — Царицын и от него по правому берегу Волги через города Черный Яр и Енотаевск доходил до губернской Астрахани.

До середины XVIII века почта в Саратов из Москвы доставлялась через Тамбов и Царицын (ныне Волгоград), а нередко и через Астрахань. Только в 1751 году Саратов получил прямую связь с Москвой через Пензу, Арзамас, Муром и Владимир. Астраханская почта в Саратов поступала раз в неделю, а с 1842 года — дважды. Ближайшая к Саратову почтовая станция находилась в городе Новохоперске. До него из Саратова через Баланду и Балашов приблизительно 330-340 верст, а отсюда по почтовому тракту путь через землю Войска Донского шел на Царицын. Это еще 560 верст. Следовательно, всего круглым счетом 900 верст. Но если с Московской дороги при подъезде к Саратову свернуть на местную дорогу, идущую в объезд города, то можно выехать к дороге на Царицын. Весь путь составит немногим менее 400 верст. Разница в длине пути и времени его преодоления довольно ощутимая — более чем в два раза, поэтому торговцы и промышленники для получения и отправки обозов с товаром, частные лица, совершающие путешествия в своих экипажах по личным делам, пользовались более короткой и выгодной дорогой на Царицын и далее на Астрахань, идущей параллельно реке Волге по ее правому берегу, и могли называть ее по-разному: и Астраханской, и Царицынской, и Камышинской.

На хранящемся в Российском государственном военно-историческом архиве в Москве плане Саратова 1798 года городская застройка показана по линии нынешней ул. Радищева, включая тогдашнюю Сенную (потом Хлебная и Театральная) площадь. Между ней и будущей ул. Ильинской (Чапаева) на Большой Московской дороге нарисована развилка дорог: прямо идет Московская дорога с надписью «в Пензу», а слева — дорога «из Камышина». Она обходит город и смыкается с настоящей дорогой «из Камышина», ведущей к бывшим Царицынским воротам города.

С ростом города его кварталы все более приближались к подножиям Лысой и Лопатинской гор. Туда, видимо, и сместилась развилка дорог. В 1837 году в Саратове побывал замечательный русский поэт В.А. Жуковский. Он к тому же был прекрасным живописцем и во время своих поездок и путешествий рисовал то, что ему приглянулось. Вот и в Саратове он сделал несколько рисунков. Они правдивы: на них нет красивости, ничего лишнего, все лаконично. Рисунки наполнены удивительной прелестью. Хранятся саратовские рисунки в Государственном Русском музее в Петербурге — сокровищнице русского изобразительного искусства.

Впервые название «Астраханская улица» найдено в документе 1851 года. Астраханская улица, а точнее, местность, где она проходит, представляла собой самую настоящую мочажину, или бочагу. Здесь постоянно была трясина. В 1892 году начались работы по засыпке близ моста через Белоглинский овраг пруда на Астраханской улице. Этот пруд, как и два других в Белоглинском овраге, издавал невыносимое зловоние. Местные газеты не раз писали о плохом состоянии Астраханской улицы: «Вследствие сырой погоды на улицах Саратова возникает страшная грязь. К товарной станции почти невозможно проехать... На Астраханской улице один доктор вынужден был нанять ломового извозчика, чтобы перебраться на другую сторону улицы... Астраханская, Казарменная, Губернаторская, Аткарская, Мало-Царицынская и Большая Казачья улицы не мощены и утопают в грязи». Добавим, что мочажистыми местами были Московская и Митрофановская площади. На рубеже XIX—XX веков в трясине здесь утонули три мостовые, пока улицу не вымостили брусчаткой, тесанной из серого гранита. Такое покрытие было уложено от товарной станции до Казачьей площади, то есть на протяжении почти трех верст. Эта мостовая считается уникальной работой дорожного строительства.

Во время Великой Отечественной войны В.И. Сталин на одном из приемов спросил первого секретаря Саратовского обкома ВКП(б) П.Т. Комарова: «Скажите, товарищ Комаров, а брусчатая мостовая в Саратове сохранилась?» Возможно, Сталин был в Саратове в годы Гражданской войны и запомнил эту необычную дорогу. К сожалению, после войны гранитное мощение покрыли слоем асфальта.

В самом начале ул. Астраханская проходила по краю огромного пустыря, примыкавшего к товарной станции Саратов II. В 1880-х годах этот пустырь получил название Ямской площади, так как по нему перевозили грузы на лошадях с товарной станции железной дороги. Возможно, здесь была биржа (стоянка) ломовых извозчиков, ожидающих грузы. На примыкающей к станции стороне улицы (Ямской площади) находилось большое каменное здание для магазина и другие строения. (На этом месте позднее сооружены здания фабрики-кухни, а затем магазина «Магистраль».)

В 1894 году на противоположной от станции стороне площади, на большом участке, принадлежавшем купцу Очкину, стали строиться деревянные, реже каменные частные дома, составившие целый поселок, получивший название Очкинского, ныне именующийся Первомайским. Двумя годами ранее соседний участок — сад Артамоновых — приобрело Управление Рязано-Уральской железной дороги, предполагая возвести здесь здание для самого управления дороги. Но построили его в другом месте, а в бывшем саду Артамоновых в 1907 году началось строительство железнодорожной больницы на 250 коек.

Ямская площадь существовала еще в послевоенные годы. На ней был оборудован рынок, называвшийся почему-то «Вшивка». Со временем рынок со всеми его сооружениями убрали.

От Богородице-Владимирской церкви открывался вид на Московскую площадь размером в два квартала: неухоженную, пыльную, грязную. Зимой на одной стороне площади продавались подсолнухи, а на другой был скотный и сенной базары. С весны до осени тут шел наем на сельскохозяйственные работы. Но зато в Пасхальную неделю на площади устраивались балаганы, ставились качели и карусели, открывались зверинцы.

(Князь-Владимирский собор. Арх. A.M.Салько, 1888 г. Стоял на месте спортивной площадки Детского парка.
Разрушен в 1930-е годы. Уменьшенная копия возводится на углу ул.Советской.)

10 июня 1909 года Николай II подписал закон об основании в Саратове университета в составе одного медицинского факультета. Полувековая мечта саратовцев иметь свой университет, наконец, сбылась. Для строительства его корпусов городская Дума отвела Московскую площадь. Для сооружения университетского городка первый ректор профессор В.И. Разумовский пригласил опытного и знающего архитектора К.Л. Мюфке, ему было поручено составить проекты зданий института экспериментальной медицины, анатомического института и физического, которые планировалось построить на левой стороне площади. По утверждении проектов строительные работы начались. Осенью 1913 года в двух корпусах начались занятия, к концу следующего года были готовы и остальные корпуса. Теперь предстояла стройка на правой стороне площади: главного корпуса, биологического института, библиотеки и здания канцелярии.

За бывшей Московской площадью по ул. Астраханской тянется территория завода «Проммаш». В одном из громадных зданий бывшего цеха промышленного гиганта разместились различные торговые предприятия, получился, по сути, вещевой базар, получивший название «Губернский рынок».

Этот торговый корпус выстроен на части территории табачной фабрики И.З. Левковича. Среди уцелевших построек был и дом самого владельца фабрики, правда, разоренный внутри в далекие предвоенные годы советской власти.

Не доходя до ул. Вавилова в старинных и современных корпусах разместилась швейная фабрика № 5. Свое начало она ведет с 1922 года, от небольшой швейной мастерской на Верхнем базаре. В мастерской было всего 75 машин, на которых выполнялись индивидуальные заказы. В 1928 году мастерская была преобразована в швейную фабрику — первую в Саратове и долгое время единственную в городе. Через год фабрика переехала в построенные в дореволюционное время корпуса на ул. Астраханской. Ныне фабрика шьет детские и дамские пальто, спецодежду.

Из трех старых построек выделяется большое четырехэтажное здание, сооруженное в 1902—1903 годах. В нем открылась шоколадная и конфетная фабрика братьев Миллеров — Ивана и Андрея Яковлевичей. Работало на ней около 100 человек. Кроме шоколада и какао изготавливали разного рода конфеты, мармелад, цукаты, карамели и прочие изделия. Товар сбывался на местном рынке, в Сибири и на Кавказе, а миндальное масло — в Петербурге. Фабрика Миллеров просуществовала десять лет и была продана Б.И. Соломонову, разместившему здесь тетрадную фабрику, ставшую в первое десятилетие советской власти обычной типографией № 10, которую затем и сменила швейная фабрика.

В следующем квартале обращала на себя внимание живописная архитектурная композиция внутриквартальной территории. Комплекс из трехэтажных зданий объединен вокруг раскрытого к Астраханской улице парадного двора (курдонера). Сооружен этот комплекс (дома для служащих и рабочих трампарка) в 1927—1929 годах по проекту саратовского архитектора Александра Маврикиевича Старкмета (1887—1973), который первый в Саратове и, пожалуй, единственный предпринял попытку планировки больших домов с применением новых приемов организации пространства.

В 1891 году купец Иван Иванович Шумилин с сыном Александром Ивановичем купили у вдовы купца Ф.С. Артамонова маслобойный завод на углу Астраханской и Цыганской улиц. Завод был уже старенький, малопроизводительный, но «на ходу», и выпускал он разное растительное масло. Молодой и энергичный Александр Иванович, тоже уже в купеческом звании, активно взялся за серьезный ремонт купленного артамоновского завода. Но особое внимание Шумилин уделил техническому оснащению производства новыми прессами, дробилками и другим оборудованием. Он без сожаления продавал старую технику и взамен покупал современные, высокопроизводительные для того времени механизмы. 10 сентября 1892 года шумилинский завод заработал. Саратовские газеты отмечали, что он стал первоклассным предприятием среди других маслобойных заводов.